Высокоскоростные пассажирские перевозки на поездах «Сапсан» и «Аллегро» оказались едва ли не самым рентабельным бизнесом РЖД. Перевезя в прошлом году около 3,5 млн пассажиров, монополия получила чистую прибыль в размере 500 млн руб. при выручке 7,4 млрд руб. Учитывая, что традиционно убыточные массовые пассажирские перевозки переданы дочерней Федеральной пассажирской компании, РЖД впервые смогли отразить в своей отчетности прибыль от пассажирских перевозок.
Вчера РЖД опубликовали годовую отчетность, согласно которой в 2011 году доходы компании по РСБУ от пассажирских перевозок в дальнем следовании составили 7,4 млрд руб., а чистая прибыль — 500 млн руб. Примечательно, что еще годом ранее убытки компании в этом сегменте составили 29,3 млрд руб. Столь серьезный рост показателей объясняется тем, что в 2011 году было завершено создание дочерней Федеральной пассажирской компании (ФПК), которой передана большая часть пассажирских перевозок. Этот бизнес продолжает оставаться нерентабельным, но теперь убытки отражаются в балансе ФПК, а не РЖД. Сама же монополия оставила в своем ведении самый прибыльный сегмент — высокоскоростные перевозки на поездах «Сапсан» и «Аллегро». Их показатели также дополнены доходами от перевозок пассажиров на Дальневосточной железной дороге.
По мнению Олега Трудова из Института проблем естественных монополий, ничего удивительного в таких существенных отличиях показателей нет. Конфигурация компании сильно поменялась, кроме того, эксплуатация, например, «Сапсана» на тех направлениях, где он курсирует, операционно прибыльна, рассуждает аналитик.
Высокоскоростные перевозки — один из приоритетных проектов РЖД. Всего за два года (в 2010—2011 годах) «Сапсаны», курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом и Москвой и Нижним Новгородом, перевезли 5 млн человек, в том числе чуть более 3 млн пассажиров в прошлом году. Поезда «Аллегро», запущенные в конце 2010 года между Санкт-Петербургом и Хельсинки, перевезли в прошлом году 300 тыс. пассажиров.
О том, какой доход приносит РЖД эксплуатация этих поездов, до сих пор госмонополия не раскрывала, лишь в конце 2010 года глава РЖД Владимир Якунин прогнозировал выручку от перевозок пассажиров скоростными поездами «Сапсан» на уровне 5 млрд руб. за первый год.
Дальнейший рост доходов в этом сегменте пока проблематичен: РЖД признаются, что заполняемость поездов близка к 100%, а возможностей для курсирования дополнительных поездов почти нет из-за загруженности магистрали. Но выход найден. В декабре прошлого года компания заключила контракт c Siemens на поставку еще восьми поездов Velaro RUS («Сапсан»), каждый из которых включает десять вагонов. Предполагается, что новые поезда будут поставлены к маю 2015 года. При этом вместо увеличения частоты движения ставка будет сделана на удлинение поездов: количество вагонов будет увеличено вдвое, до 20, в результате чего один поезд будет способен перевозить чуть более 1 тыс. пассажиров.
Источник: rbcdaily.ru
|