Три возможных мотива Кампрада - человека, у которого есть чему поучиться
Ингвар Кампрад, основатель IKEA, продал права на использование своего бренда – одного из самых известных в мире – за $11,9 млрд. Не на сторону, конечно, а дочерней компании IKEA – голландской IKEA Systems. До этого права принадлежали зарегистрированной в Лихтенштейне фирме Interogo, подконтрольной лично Кампраду. Сумма сделки – вполне рыночная.
Название IKEA появилось в 1943 году, расшифровывается как Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd, где Эльмтарюд - ферма его отца, а Агуннарюд – местный церковный приход. Сегодня у компании более 300 магазинов по всему миру, а бренд IKEA занимает 89-е место в сотне самых дорогих брендов в мире (рейтинг BrandZ).
Зачем Кампрад продавал марку? IKEA не самая открытая компания, поскольку управляется семьей.
Предприниматель всегда отличался крайней скромностью. Факт, что Кампрад, уже будучи миллиардером (в 2012 году с состоянием $3 млрд он занимал 377-е место в списке богатейших людей мира), имел лишь Volvo 240 GL 1993 года выпуска и предпочитал добираться до офиса на автобусе, широко известен. Так что версия о том, что ему понадобились деньги, не заслуживает даже выдвижения.
Версия первая: налоговая оптимизация. Кампрад всегда использовал возможность повысить эффективность бизнеса за счет легального снижения налогов. Материнская компания сети INGKA Holding BV принадлежит фонду INGKA Foundation, в свою очередь принадлежащему фонду IKEA Foundation, в уставных документах которого прописана необходимость спонсировать инновации в области архитектуры и интерьерного дизайна.
Вот что пишет бывший руководитель компании Андерс Дальвиг в своей книге «ИКЕА: собери мечту», изданной недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фабер»: «Современная структура этой компании придумана в 1982 году. Главная цель, как пояснил Ингвар Кампрад, - обезопасить мебельную компанию от раздробления или перепродажи последующими поколениями владельцев. Еще одной – правда, второстепенной – целью была оптимизация налоговых выплат. Если бы мне пришлось выразить свое мнение как можно более объективно, я бы сказал, что ИКЕА действительно эффективна с точки зрения налогов». А дальше он подробно описывает, за счет чего: оптовая торговля управляется из Швейцарии (там, а не в любимой Швеции, гражданином и патриотом которой является, Кампрад, кстати, и живет), а касса и управляющая компания расположены в Бельгии, «в обеих странах налогообложение очень выгодное». Вполне возможно, что продажа бренда лихтенштейнской фирмой голландской компании по рыночной цене в данный момент была выгодна IKEA.
Версия вторая: возраст. 30 марта основателю компании исполнилось 86 лет, а Кампрад славится умением планировать в долгую. Когда в 1996 году компания не смогла получить в мэрии Москвы разрешение на строительство первого магазина на Кутузовском проспекте, предприниматель спокойно заметил: «Ничего, подождем». Сегодня бизнес в России активно развивается. Вполне можно допустить, что во избежание юридических сложностей, которые могут возникнуть после его смерти, он решил заранее перевести активы с личной фирмы на общую структуру.
Версия третья: компания готовится к IPO, и все значимые активы нужно консолидировать на одной структуре. Продажа бренда позволила личной фирме вполне легально получить крупную сумму, заодно повысив стоимость бизнеса. Но лично я в эту версию не верю. Кампрад строил семейную компанию. Вся идеология IKEA с ее собственной «Библией» - системой ценностей – семейная. Да и экономический смысл есть, если компании не слишком нужны оборотные средства – семейные компании более усточчивы, о чем тоже много пишет в своей книге Дальвиг на примере IKEA. Дед и бабка Кампрада, кстати, тоже владели семейным бизнесом. И не зря ведь он начал передавать бразды правления сыновьям еще лет двадцать назад.
В любом случае, есть чему поучиться.
Источник: forbes.ru
|