Миллиардер Илон Маск показал полет красного кабриолета Tesla Roadster на Марс
07.02.2018 02:06

1549

Сегодня впервые стартовала сверхтяжелая ракета Falcon Heavy. Запуск обошелся компании Илона Маска в $90 млн. Специалистам SpaceX нужен опыт эксплуатации сверхтяжелых ракет, чтобы достигнуть Марса, считают эксперты.

 

6 февраля в 15:45 (в 23.45 по Мск) сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy американской компании SpaceX успешно стартовала с мыса Канаверал (штат Флорида). Она выведет полезную нагрузку на гелиоцентрическую орбиту, которая пройдет рядом с Марсом.

 

На 2-ой минуте полета оба боковых ускорителя ракеты успешно отсоединились от второй ступени, которая продолжила движение по траектории. Прямую трансляцию запуска SpaceX вела на своем канале в Youtube.

 

Затем произошло отделение второй ступени и сброс головного обтекателя. Спустя 8 минут полета боковые ускорители совершили посадку на первую и вторую посадочные зоны, соответственно. Причем оба ускорителя сели почти одновременно.

Так как пуск является пробным, единственной полезной нагрузкой Falcon Heavy стал личный электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном (в будущем в таких скафандрах будут летать астронавты компании). При старте аудиосистема электромобиля играла песню Дэвида Боуи Space Oddity, песня включалась и на трансляции пуска. На экране, установленном в приборную панель автомобиля, во время запуска горела надпись «Не паниковать!».

 

Вторая ступень должна была сесть на морскую платформу «Of Course I Still Love You», но связь с ней во время посадки была потеряна.

 

Через час после запуска первая ступень ракеты достигла высоты 7 тыс. км, сообщил в своем Twitter Илон Маск. »[Ракета] проведет 5 часов в поясах Ван Аллена, а затем попытается произвести финальный прожиг топлива до Марса», — написал основатель SapceX.

 

По словам Маска, традиционно во время испытаний в качестве полезной нагрузки используют бетонные блоки. Основателю SpaceX это показалось скучным.

 

Ранее Маск подчеркнул, что запущенный им автомобиль будет находиться на орбите «на протяжении миллиардов лет или около того», если ракета не взорвется при взлете».

 

Ракета-носитель Falcon Heavy состоит из трех многоразовых сегментов — двух боковых ускорителей и первой ступени. Предполагается, что после пуска все три части сядут аналогично первой ступени Falcon 9: два боковые ускорителя вернутся к месту запуска на Мысе Канаверал, а центральная секция выполнит посадку на морской платформе.

 

Falcon Heavy — сверхтяжелая ракета-носитель, способная доставлять на низкую опорную орбиту до 63,8 тонн, сказано на официальном сайте SpaceX. Как отмечает Илон Маск, это «больше, чем масса заправленного топливом авиалайнера Boeing 737 с пассажирами, экипажем и багажом на борту» и как минимум в два раза превышает возможности ближайшего конкурента — ракеты-носителя Delta 4. О разработке было объявлено в 2011 году. Компания утверждает, что стоимость пуска составляет примерно $90 млн. Этот старт обойдется в три раза дешевле, чем старт Delta 4, сказал Маск.

 

Пуск самой тяжелой ракеты-носителя США Delta 4 Heavy, способной вывести около 28 тонн на околоземную орбиту, стоит от $164-400 млн. У первой ступени Falcon Heavy 27 двигателей.

 

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР. Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967-73 годах), которая смогла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила космический корабль «Буран» около 30 лет назад. Запуск Falcon Heavy по разным причинам переносился более 10 раз.

 

Успешный запуск этой ракеты будет означать, что впервые в истории частная компания смогла построить сверхтяжелую ракету и запустить ее, отметил создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров. «Энергия» и Saturn V производились государственными компаниями по госзаказу для осуществления сложных проектов, напомнил эксперт. Маск же создал сверхтяжелую ракету, которую у него никто не заказывал, подчеркнул Егоров.

 

«Пока Илон Маск рассчитывает, что у него будут заказывать пуски «по два спутника за раз» на геостационарную орбиту. Возможно, Пентагон проявит интерес большие спутники запускать. Но вообще для Маска это эксперимент. Высшая цель — достижение Марса. Для ее осуществления Маску необходимо, чтобы специалисты SpaceX получили опыт эксплуатации сверхтяжелых ракет», — пояснил собеседник РБК.

 

Удачный запуск Falcon Heavy для отрасли означает еще одну попытку войти в сегмент очень тяжелых ракет, отметил в разговоре с РБК бывший менеджер Центра имени Хруничева, участвовавший в разработке «Ангары», гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин. Но существенно удешевить вывод спутников не получится, так как нет такого количества коммерческих заказов, отметил он.

 

Главный вопрос — чем такую ракету загрузить, подчеркивает Пушкин. «Может быть, Маск ориентируется на орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции — по размеру это очень подходит», — отметил он. Кроме того, есть военные заказы, на которые также ориентируется глава SpaceX, считает собеседник РБК. Он добавил, что не считает Falcon Heavy «чем-то прорывным» с точки зрения технологий.

 

Российский конкурент через 10 лет

 

СССР занимался созданием сверхтяжелой ракеты-носителя с первой ступенью из 30 двигателей. Ракета Н-1 разрабатывалась в 1960-е годы. Первоначально Н-1 предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой (75 т) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки межпланетного корабля для полетов к Венере и Марсу. После того как СССР включился в «лунную гонку» ракета была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3.

 

Предполагалось, что Н-1 сможет выводить на околоземную орбиту до 90 т полезной нагрузки и до 6 т на Луну. Испытания Н-1 проводились четырежды — в феврале и июле 1969-го, в 1971 и 1972 годах — каждый раз неудачно на этапе работы первой ступени. Второй запуск и вовсе закончился крупнейшим в истории ракетостроения взрывом — Н-1 поднялась на 200 метров, затем плашмя упала на стартовый стол. В 1974 году работа над проектом была прекращена — до 1989 года он держался в строгом секрете.

 

Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году. Об этом 1 февраля на пресс-конференции, заявил гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров, передавал корреспондент РБК. В 2018-2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты. «До 2028 года здесь будет создан комплекс и наземная инфраструктура, и одновременно будет разработана ракета-носитель сверхтяжелого класса. Задача ей поставлена — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, и задача выведения пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту, и решение других народно-хозяйственных задач», — сказал глава госкорпорации.

 

Создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры обойдется в 1,5 трлн рублей, заявил в 2016 году замглавы «Роскосмоса» Александр Иванов. При этом в «Роскосмосе» не видят необходимости торопиться с созданием сверхтяжелой ракеты до 2030 года, поскольку для нее нет полезных нагрузок.

 

Запуск Falcon Heavy нужен и России, считает Егоров. Потому что Россия сейчас сама планирует разрабатывать ракету по похожей компоновке — то есть многомодульную ракету, пояснил он. «Каждый из этих модулей представляет собой самостоятельную ракету (в российском варианте это «Союз-5»). Только в российском варианте будет не две боковые части, а четыре — для более высокой мощности ракеты. И России тоже интересен этот пуск просто посмотреть, насколько хорошо работает подобная компоновка», — считает Егоров.

 

Запуск российской сверхтяжелей ракеты будет дороже, чем пуск Falcon Heavy, полагает эксперт. «У Маска очень низкие накладные расходы и низкие издержки за счет высокой скорости разработки. В России, скорее всего, все затянется. А чем дольше будут тянуть, тем дороже будет это стоить», — подытожил собеседник РБК.

 

Источник: www.rbc.ru.

 
 

Сейчас на сайте

Сейчас  38 гостей  онлайн

Опрос

Какой экзамен Вы собираетесь сдавать?

Базовый - 55.3%
Серия 1.0 - 18.8%
Серия 2.0 - 1.5%
Серия 3.0 - 3.2%
Серия 4.0 - 7.2%
Серия 5.0 - 9.2%
Серия 6.0 - 1.8%
Серия 7.0 - 3%

Всего голосовало: 1650