Нотариус в облаке: почему сервис надежных электронных подписей оценили в $6 млрд
27.04.2018 00:08

1584

Компания DocuSign занимается разработкой цифровых подписей и переносит документооборот в онлайн, используя облачные технологии. Сервис позволяет ускорить подписание контрактов и используется бизнесом в сфере недвижимости, страхования, финансовых услуг и т. д. DocuSign объявила на этой неделе, что провела первоначальное публичное размещение на отметке $29 за акцию. Это выше, чем ранее объявленный ценовой диапазон в $26-28. При выходе на IPO компанию оценили в $4,4 млрд. Но после первого дня торгов основанная в 2003 году DocuSign стоит уже около $6 млрд. Уже сама сумма внушает уважение. Но почему так дорого? Основными критериями, как обычно, стали не только сам продукт, но и размер рынка, маржинальность бизнеса и защита от конкурентов.

 

Современные стартапы на стыке офлайна и онлайна вроде агрегаторов такси или доставки еды не отменяют, а перестраивают старый процесс. После кликов в красивом приложении к пользователю приезжает все та же машина или приходит все тот же курьер с тем же бургером, что и раньше. IT сокращает время ожидания, рейтинги улучшают обслуживание, но суть происходящего остается старой: автомобиль или курьер с термосумкой едут из точки А в точку Б.

 

В DocuSign пошли дальше: они полностью перевели процесс подписания документов в онлайн. Техника продукта тривиальна: отправитель загружает файл, указывает e-mail получателя, ему приходит ссылка, он кликает — и все, документ подписан. DocuSign хранит его вечно, при необходимости покажет в суде. Никаких круглых печатей, никаких бумаг, никаких курьеров, никакого архива. Десяток кликов — и два человека подтвердили, что этот doc-файл действительно отражает достигнутые договоренности. Платит за сервис отправитель, а его партнер экономит бумагу бесплатно.

 

Юридическая значимость таких документов зависит от конкретной страны, но на основном рынке, в США, Docu-подпись в принципе ничем не уступает обычной, с мокрыми чернилами. Никакие государственные сертификаты или специальное оборудование не требуются. Механизм кажется небезопасным: украсть e-mail — пара пустяков. Это правда. Беда в том, что бумага только хуже: печать с любым изображением в Москве делают за 1000 рублей и полдня, идентично перенести на лист с новым текстом росчерк автографа — тоже нетрудная задача. А электронная версия дает больше контроля постфактум: в DocuSign всегда можно посмотреть свои документы, подделки попадают в отдельный список и привлекают внимание.

 

Другая крайность — обмен сканами по электронной почте как без пересылки бумаги, так и без внешних систем. С юридической точки зрения этот путь ничем не хуже DocuSign, но явно проигрывает по удобству: и принтер нужен, и искать потом сложнее, и подписать стороны могут разные версии документов даже непредумышленно. В общем, востребованность специализированного сервиса достаточно очевидна: клиентов у стартапа становится больше с каждым годом, а потенциальное их количество ограничено совершенно астрономическими числами — документы подписывают все бизнесы мира. Рынок есть.

 

 

Еще проще с маржинальностью. DocuSign предоставляет исключительно электронный сервис, расходы на клиента после привлечения — только обслуживание серверов и техническая поддержка. Сейчас они составляют 20% выручки стартапа, но, вероятно, упадут еще ниже. Маркетинг, конечно, выходит куда дороже, но рано или поздно и он отобьется: ведь один раз подключенный бизнес остается с DocuSign навсегда — бросить свои документы трудно.

 

Последняя большая потенциальная угроза для стартапа — лобовая конкуренция. В технологии нет никакой магии. На первый взгляд, кто угодно повторит сервис, поставит цену в два раза ниже и начнет отъедать долю рынка. В принципе это возможно, мешают лишь несколько «но». Прогрессивные клиенты уже пользуется DocuSign, и переезжать ради скидки в несколько долларов они не будут, поэтому второму игроку придется стартовать с тяжелой на подъем аудитории. Ядро технологии подписи несложно и повторяемо, но DocuSign продумала и множество рутинных деталей: поддержку различных форматов файлов, интеграции, API и многое другое. И конкуренту придется придумать что-то качественно новое, чтобы догнать лидера. Собственно, среди конкурентов серьезную альтернативу предложила только компания Adobe, которая вышла на рынок со своим Adobe Sign.

 

Ну и наконец, сетевой эффект. У сервиса сейчас 300 000 платящих клиентов, и каждый из них рассылает документы на подпись партнерам и контрагентам. Сейчас они не платят DocuSign ничего, но информация о сути продукта и бренде распространяется сама по себе. Поэтому чем больше клиентов доверяет сервису сегодня, тем больше их подключится завтра. Биржа в DocuSign тоже верит: текущая оценка в $6 млрд — надежное тому свидетельство.

 

Источник: forbes.ru.

 
 

Сейчас на сайте

Сейчас  121 гостей  и  27 пользователей  онлайн

  • KIra2710
  • perehod
  • aapavlenko1990@gmail.com
  • Svetlana123
  • Hophopa
  • Vestnik
  • Lidia
  • unicorn
  • Елена Варфоломеева
  • Ekas95
  • фунтик
  • a.eremin1
  • DennisS
  • TEACOD
  • andrv
  • rhjns
  • irinakuz.95
  • glebkyshtymov
  • kulagina55o@mail.ru
  • Алекс-83
  • echepel
  • Fyamsik
  • kulizhkin
  • Strannyimolchun
  • Pobedonostceva
  • Megalong

Опрос

Какой экзамен Вы собираетесь сдавать?

Базовый - 55.3%
Серия 1.0 - 18.8%
Серия 2.0 - 1.5%
Серия 3.0 - 3.2%
Серия 4.0 - 7.2%
Серия 5.0 - 9.2%
Серия 6.0 - 1.8%
Серия 7.0 - 3%

Всего голосовало: 1650